Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение

Три года назад выпускникам российских школ добавили новое испытание – итоговое сочинение, по результатам которого происходит допуск к ЕГЭ. Идея итогового сочинения в том, чтобы проверить умение выпускника мыслить и анализировать, доказывая собственное мнение с опорой на литературные произведения школьной программы.

Итоговое сочинение (изложение) для выпускников 11-х классов, как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, для выпускников прошлых лет (по желанию), в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования, проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.Продолжительность выполнения работы составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья время на прохождение испытания увеличивается на 1,5 часа. Начало итогового сочинения или изложения в каждый день проведения назначено на 10.00 по местному времени. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающемуся, выпускнику прошлых лет необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.

Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации, определенных органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в сфере образования.

Место регистрации выпускников прошлых лет – управление образования Администрации Зерноградского района. (347740, Ростовская область, г. Зерноград, ул. Мира, 16 кабинет № 236).

При подаче заявления выпускником прошлых лет предъявляется документ, удостоверяющий личность и оригинал документа о среднем общем образовании (при необходимости, с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка). Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных.

Изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

В подготовке к итоговому сочинению (изложению) и государственной итоговой аттестации может помочь информация официального информационного портала Федерального института педагогических измерений: http://www.fipi.ru/.

Направления итогового сочинения 2019-2020 учебного года:

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

2. Надежда и отчаяние

3. Добро и зло

4. Гордость и смирение

5. Он и она

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

В каждом часовом поясе России будут предложены различные темы сочинений на основе объявленных уже сейчас направлений тем (о них ниже). Конкретные темы будут объявлены за 15 минут до начала написания сочинения.

 

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Рекомендации по организации и проведению сочинения (изложения) для ОИВ