Психолого-педагогическое сопровождение

Информация о центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ростовской области

C каждым годом в общеобразовательную школу приходят все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы.

Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать

рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под

психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

Целью психолого-педагогического сопровождения школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно- воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства, обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.

Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ:

- отобрать диагностический инструментарий в рамках деятельности специалистов сопровождения;

- провести комплексную диагностику уровня развития ребенка;

- определить направления коррекционно-развивающей работы в рамках

комплексного сопровождения;

- определить содержание деятельности каждого специалиста в рамках

комплексного сопровождения;

- внедрить в содержание образовательного пространства работу по реализации индивидуальной программы сопровождения.

Направления сопровождения:

- диагностика (индивидуальная (скрининг));

- профилактика;

- консультирование (индивидуальное);

-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Психологические индивидуальные занятия.

Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психо-коррекцию его поведения.

Направления коррекционной работы:

  • Стимуляция познавательной активности как средства формирования

устойчивой познавательной мотивации;

  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема,

переключение, самоконтроль);

  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие

элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов;

  • Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:

- формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других

-гармонизация аффективной сферы и устранение встречающихся аффективных негативистических проявлений и других отклонений в поведении;

-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

-развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

-создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

-развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

  • Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности)

Работа с родителями:

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.

Ожидаемые результаты:

- улучшения физического и психического здоровья учащегося;

- развитие его познавательной сферы;

- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

- развития положительных качеств личности;

- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

- формирование прочных учебных умений и навыков.

Результатом реализации плана сопровождения данного учащегося может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

– овладение навыками коммуникаций;

– осмысление своего Я;

– развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

– гражданской идентичности;

– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

– формирование уважительного отношения к иному мнению;

– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

– развитие доброжелательности и эмоционального, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.