Год педагога и наставника

Новости Минпросвещения России


Указ о проведении Года педагога и наставника подписал Президент России Владимир Путин 27 июня 2022 г.

«В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, постановляю

  1. Провести в 2023 году в Российской Федерации Год педагога и наставника…» (Указ президента Российской Федерации № 401 от 27 июня 2022 года)

Эмблемой Года педагога и наставника был объявлен пеликан. Издавна эта птица являлась символом милосердия, самопожертвования и родительской любви. Разгадка, возможно, кроется в легенде о пеликане, жертвующем собой для спасения потомства.

Пеликан как символ наставничества, педагогики и воспитания широко использовался у нас с екатерининских времен: на фасадах зданий, барельефах, на пуговицах преподавателей гимназий. По всей стране до сих пор пеликан в разных воплощениях присутствует в педагогических и наставнических проектах. Так, победители конкурса «Учитель года России» получают в качестве награды хрустальные фигурки пеликана. И на логотипе этого конкурса красуется эта же птица, кормящая птенцов.
Образ пеликана олицетворяет преемственность и глубочайшие традиции отечественной педагогики — настоящего сокровища России.

«Решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы. Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды. Со своей стороны делаем все, чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Например, поддерживаем важные законодательные инициативы по отказу от формулировки «образовательная услуга», по снижению отчетности. Также даем возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии», – прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.

Указ о проведении Года педагога и наставника

Год педагога и наставника – страница, посвященная тематическому году, на сайте Министерства просвещения Российской Федерации

Официальная страница Года педагога и наставника в социальной сети ВКонтакте - фото, видео, новости о мероприятиях, интересные факты и истории о выдающихся представителях профессии, разъяснения о доступных и планируемых мерах социальной поддержки педагогов, а также много другой полезной информации

Год педагога и наставника – тематическая страница на сайте Общероссийского Профсоюза образования (новости, документы, план мероприятий и др.)

Официальный брендбук Года педагога и наставника

 ПЛАН основных мероприятий по проведению в России Года педагога и наставника

"Учитель большой страны" – Всероссийский онлайн-проект системообразующей компании в сфере обучения "Просвещение"

Уважаемые подписчики, информируем вас о запуске информационного ресурса Будьучителем.рф, содержащего сведения о вузах, в которых осуществляется подготовка педагогических кадров
💥"Будь учителем" - это навигатор вузов с педагогическими специальностями, чтобы классных профессиональных учителей было больше. ... 
💥Учителя создают светлое будущее и делают жизнь людей лучше. Ты тоже можешь — начни уже сегодня.
💥О проекте вы сможете узнать по ссылке Будьучителем.рф


Она довольна своей судьбой

Ольга Владимировна Постригань, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ гимназии г.Зернограда в своей педагогической деятельности опирается на личностно-ориентированный подход. Он помогает в формировании творческой личности, стремящейся к образованию. В этих целях учитель предоставляет ученику право выбора, создает ситуацию успеха, которая становится фактором развития школьника, создает благоприятную атмосферу таковой деятельности, сталкивает ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса. Нестандартные уроки, дифференцированные задания, дидактические игры помогают реализовать раннюю психологию на практике.

Другими профессионально-значимыми направлениями ее работы являются организация проектно-исследовательской деятельности, которая совмещает современные информационные технологии, лично ориентированное обучение и самостоятельную работу учащихся к проведению нетрадиционных уроков.

Разработанная система таких уроков открывает пути для вовлечения школьников в духовные искания, даёт возможность организовать деятельность каждого с учётом индивидуальных свойств, создает атмосферу творческого общения в коллективе. Такие занятия потенциально обладают огромной силой эмоционального и идейного воздействия на учащихся, становятся для них уроками жизни.

Ее ученики принимают активное участия во Всероссийской олимпиаде школьников, различных конкурсах. Так ученица Ольги Владимировны Мартыненко Дарья стала победителем регионального этапа Всероссийского литературного конкурса «Класс!» Она написала рассказ «Ключ потерялся», который получился простой, лишенный какой-либо вычурности, не приукрашенный, совсем не «современный», с элементами фантастики, но добрый и реальный. По положению о конкурсе от каждого Субъекта Федерации по итогам голосования жюри отбирало трех финалистов, чьи работы в точности соответствуют критериям и действительно производят впечатление. В числе избранных оказалась и Дарья. Поездка в Москву была очень полезной не только для ученицы, но и для учителя, так как были проведены занятия с мастерами слова, писателями и поэтами. Мастер-класс в форме образовательной лекции «Писательские приемы» провел писатель Д. Быков. Безусловно, это была победа и ученицы, и педагога.

Родилась Ольга Владимировна 18 января 1970 года в городе Ахтырка, Сумской области, Украина. Отец, Однороб Владимир Кириллович, милиционер. Мама, Однороб Альбина Михайловна, медсестра.

«С теплотой вспоминаю свое детство, которое прошло на Украине в большой семье, где жили три поколения: бабушка с дедушкой, мама и папа, я и мой старший брат Вячеслав. Большой дом, шумная семья, веселые игры с друзьями на улице, празднование Дня Ивана Купалы, походы в лес, катание на велосипеде - это те воспоминания, которые всегда будут греть душу и постоянно возвращать меня в детство»

В 1978 году вместе с родителями Оля уехала на Камчатку по месту службы отца.

В 1987 году окончила школу №7 города Елизово, Камчатского края.

Затем в 1992 году окончила Благовещенский педагогический институт имени М. И. Калинина по специальности педагогика и методика начального обучения. За время обучения в вузе познакомилась со своим будущим мужем, который учился на историческом факультете этого же вуза.

После окончания Благовещенского пединститута они по распределению попали в село Троицкое, Амурской области. Отработали там 4 года в Троицкой школе. Ольга Владимировна работала учителем начальных классов и параллельно вела уроки русского языка и литературы, так как не было специалиста по данным предметам. «Мне очень понравилось вести уроки русского языка и литературы и я через год поступила на заочное филологическое отделение Благовещенского пединститута по специальности учитель русского и литературы и успешно его окончила».

В 1996 году молодая семья переехала в Зерноград, Ростовской области, по причине того, что родители жили здесь и нуждались в заботе и помощи.

В Зернограде Ольга Владимировна начала работать в средней школе

№2 учителем русского языка и литературы, затем во вновь открывшейся школе №16 (военвед) в той же должности.

В 2006 году педагога пригласили работать в гимназию. Вот что говорит Ольга Владимировна: «Я была несказанно рада этому приглашению. Хотелось работать в лучшей школе города и набираться неоценимого опыта педагогической работы. Действительно, здесь прекрасные учителя, талантливые педагоги. Атмосфера коллектива доброжелательная, творческая. Я с удовольствием хожу на работу. С 2017 по 2019 год работала заместителем директора по УВР, что считала для себя большим доверием своих коллег».

Ольга Владимировна выбрала профессию учителя, потому что с детства мечтала об этом. Наверное, еще потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Так должно быть! Это искусство учить и бесконечно учиться этому. Быть учителем для нее - легко. С удовольствием ведет уроки, общается с ребятами, особенно на отвлеченные темы, у нее хорошие отношения с детьми - и все это не мешает быть строгим и требовательным педагогом.

«Идеальный педагог из фильма «Доживем до понедельника», несомненно, является для меня звездой, до которой хочется дотянуться. Выдержка, благородство, честность, глубокие знания - то, к чему я стремлюсь. Но особенно важно для меня - это то, что учительская деятельность не просто работа, а образ мышления, образ жизни. Это ощущение безоглядной влюбленности в свое дело, в людей, которые тебя окружают», - считает учитель.

Вот какой отзыв о своей коллеге дала учитель русского языка и литературы, руководитель школьного методического объединения гимназии Аврята Елена Ивановна: «Л. Н. Толстой писал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества - большие знания и большое сердце». Именно таким учителем является Ольга Владимировна Постригань, с которой нам посчастливилось рядом работать, перенимать её опыт, общаться по душам. Она - педагог от Бога, отдающий ученикам все свои знания, вкладывающий в них душу. С огромной благодарностью ученики вспоминают уроки русского языка и литературы: спокойный голос учителя, красивую, чистую русскую речь, всегда все ново, интересно, увлекательно. У Ольги Владимировны с легкостью получается буквально все, к чему она прикоснется, будь то уроки, подготовка к конкурсу чтецов или смотр художественной самодеятельности. Все успевает делать, не становясь суетливой, в каждое дело вносит «изюминку». Она с первых дней работы в гимназии поразила меня своей тактичностью, умением привлечь интерес ученика к предмету, так интересно рассказывает о грамматике русского языка, что даже такой, казалось бы, сложный материал, но дети изучают его с большим интересом».

Ольга Владимировна постоянно повышает свой методический уровень. Готовит доклады, например, «Особенности современных педагогических технологий в основной школе», «Реклама как жанр сочинения» и другие. Регулярно проводит мастер-классы для коллег: «Повторение и обобщение по теме «Лексика», уроки развития речи «Урок письма». Создала личную методическую библиотеку в рамках проекта «Мультиурок», многие её публикации размещены на сайте «Инфоурок».

Ольга Владимировна много читает. «Из любимых авторов на первом месте А. И. Куприн. Читаю его и погружаюсь в особую атмосферу, у каждого автора она есть. У Куприна грустная, побуждающая к ностальгии. А так очень много из классики: Толстой, Чехов, Цветаева, Булгаков. Я стараюсь следить за современной литературой. Поскольку работаю с детьми и подростками, я слежу за современной творческой литературой, которая соответствует их возрасту.»

 Без сомнения, она является первой советчицей, какие книги читать и любимому внуку Владимиру. После окончания АЧГАА сын Кирилл с семьей переехал на место жительства в Ростов-на-Дону, но это нисколько не мешает молодой семье консультироваться с бабушкой по поводу воспитания мальчика. Володя в этом году пойдет в первый класс. Самые любимые игрушки для него - это книги, подаренные бабушкой.

«Ольга Владимировна занимает активную жизненную позицию, ей присущи гражданская ответственность и преданность выбранной профессии. Она способна принимать решения в нестандартных ситуациях, брать ответственность на себя. Открытость, коммуникабельность и доброжелательность помогают ей выстраивать правильные отношения в коллективе, она пользуется заслуженным уважением среди педагогов школы, учащихся и родителей», - из отзыва заместителя директора по УВР Гапочка Татьяны Петровны.

«Нет более душевного и доброго человека, чем Ольга Владимировна! Её уроки русского языка и литературы проходили на одном дыхании, и мы понимали, что нет важнее предметов. Она открыла для меня множество интересных книг. «Властелин колец» я прочел несколько раз. Ольга Владимировна уважала каждого из нас. Она умела слушать и слышать.
Особенно мне нравилось её умение сдерживать эмоции, владеть собой, хотя я прекрасно понимал, что в некоторых ситуациях это просто невозможно.
Каждый классный час для нас был большой сюрприз и приглашение
мыслить, мечтать и действовать»,- вспоминает ее ученик Квачев Всеволод.

Педагог награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и многолетний плодотворный труд, множеством Почетных грамот и Благодарственных писем, в том числе Главы Администрации Зерноградского района Панасенко В. В., заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Григорьева В. В., Начальника управления образования Зерноградского района Калашниковой Л. М., Председателя Избирательной комиссии Ростовской области Юсова С. В. и многими другими.

Вот такая она, наша Ольга Владимировна Постригань. Открытая и искренняя. Повезло человеку, если на его жизненном пути встретился такой учитель, профессионал своего дела, талантливый педагог, способный зажечь в сердцах учеников огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной и неповторимой школьной жизни.

Т. Молочинская

Учитель истории и обществознания

МБОУ гимназии г. Зернограда.

Заслуженный учитель РФ.


Усик Алёна Викторовна

"Учитель года 2023"

27 января 2023 года состоялось торжественное закрытие и церемония награждения победителей и участников муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2023». Конкурс собрал талантливых педагогов, которых можно уверенно назвать Лучшими педагогами Зерноградского района. В течение пяти конкурсных дней они демонстрировали свой профессионализм компетентному жюри, участвуя в конкурсных мероприятиях.

Церемонию награждения победителей муниципального этапа конкурса «Учитель года-2023» провела начальник управления образования Администрации Зерноградского района Калашникова Любовь Михайловна. Победителем в номинации «Учитель» стала Усик Алёна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ гимназии г. Зернограда.

Немало нужно потрудиться, чтобы победу заслужить!

Чтобы тобою восхищались, ценили чтоб и тут и там.

Любви, удачи, вдохновенья и неизведанных вершин,

В мечту свою с упорством верить

И целей смелых достигать!

С заслуженной победой!



Профессия учителя – ее истинное призвание


Согласитесь, не часто можно найти человека с одной единственной записью в трудовой книжке: «Принят учителем начальных классов»...
Разговор пойдет именно о таком человеке, учителе начальных классов высшей квалификационной категории, почетном работнике общего образования Российской Федерации, дважды победителе приоритетного национального проекта «Образование» – Ирине Васильевне Сивенко, педагогический стаж которой более 40 лет.
Этот талантливый учитель в совершенстве владеет методикой начального обучения и воспитания, основами современной педагогики и возрастной психологии. Ее уроки отличаются интенсивностью, хорошим темпом, логической завершенностью, разнообразием, неординарностью форм и методов обучения, высоким научно-теоретическим уровнем. Активизируя мыслительную и познавательную деятельность учеников, превращает урок в путешествие в увлекательную страну открытий. Она старается идти в ногу со временем, живо интересуется новинками педагогической и методической литературы, экспериментирует, ищет самые эффективные приемы обучения.
Ирина Васильевна наделена редкими душевными качествами – доброжелательностью, интеллигентностью. На ее уроках царит атмосфера взаимного уважения.
Вот что о ней говорит учитель начальных классов И.Н.Веретельник: «Ирина Васильевна – моя первая учительница. Ее пример – мой первый шаг к осуществлению мечты – стать учителем. Я вспоминаю Ирину Васильевну молодой, только что окончившей Константиновское педагогическое училище. Она была отличным организатором учебной деятельности, человеком эрудированным и деятельным. Научила нас читать, писать, уважать старших, радоваться жизни, любить труд. Воспитывала в нас честность, чувство достоинства, стремление к знаниям, учила самостоятельно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Сегодня она по-прежнему мой верный учитель и наставник».
Как нельзя точно характеризуют педагога слова, сказанные в ее адрес коллегой Е.С.Белановой: «Ирина Васильевна – человек широкого кругозора. Она всегда находится в поиске чего-то нового, внимательно следит за развитием педагогической науки, за передовым учительским опытом. Эмоциональная по натуре, не перестает удивляться педагогическим находкам своих коллег, все новое старается пропустить через свою творческую индивидуальность, чтобы потом в обновленном виде отдать детям».
В течение 19 лет Ирина Васильевна была заместителем директора по начальной школе, но никогда не бросала свои классы, большую часть времени уделяла им.
Очень важной считает работу с учащимися «группы риска». Внимательно следит за развитием такого ребенка, планирует индивидуальную работу с ним, ведет дневник встреч, бесед, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, посещает эту семью на дому, лично убеждается в том, что ребенку хорошо и комфортно, фиксирует успехи.
Слово учителя – это своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей и благородный труд открывают ученику глаза на мир и самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена ее работа как классного руководителя. Она призывает своих воспитанников быть правдивыми и откровенными с самими собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решить задачи, соответствующие правилам морали и не противоречащие воспитанию на основе патриотических ценностей, культурно-исторических традиций Донского края.
Решению поставленных задач помогает соблюдение принципов защиты здоровья. «В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента практически здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Учитель обязан делать все возможное, чтобы помогать детям и их родителям справиться с трудностями», – считает Ирина Васильевна.
Система образования, к реализации которой стремится педагог на каждом своем уроке и внеурочном занятии, как показывает практика, дает ее ученикам возможность комфортного вхождения в социальную жизнь общества во взрослом возрасте. В основе этой способности лежат важнейшие ценности – достоинство, свобода, уважение прав человека, гражданское согласие. В своей работе делает упор на формирование устойчивой, целостной личности, способной адаптироваться к динамичным изменениям общественной жизни. Ученик современной школы, которому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии, должен быть вооружен определенными ключевыми компетенциями, т.е. способностями, основанными на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенных благодаря обучению и воспитанию. А формирование компетенций начинается в начальной школе.
Более 20 лет в гимназии осуществляется тесное сотрудничество с педагогическим колледжем в организации практики студентов, оказании им методической и консультативной помощи. Своим опытом и результатами работы Ирина Васильевна делится со студентами. Она - хороший наставник в работе будущих учителей. Об этом свидетельствуют отзывы студентов и преподавателей. Ежегодно педагог получает Благодарственные письма от коллектива колледжа за эффективную организацию всех видов практики и заинтересованное участие в подготовке молодых специалистов.
Ирина Васильевна принимает активное участие в работе методического объединения учителей начальных классов гимназии и района, выступает с сообщениями. Например, «Постановка целей и задач к современному уроку», «Перегрузка, переутомления, потеря здоровья учащихся и педагогов в урочное и неурочное время», «Оценивание учащихся начальной школы» и многими другими.
Несколько лет назад Ирине Васильевне удалось побывать в городе Ульяновск на Всероссийском фестивале учительских клубов «Новой школе – новый учитель: все начинается с нас!»
Фестиваль, как ежегодный Всероссийский педагогический форум, демонстрирует богатство и разнообразие идей, находок и образцов педагогической практики в контексте инновационного развития образования и работы с подрастающим поколением. Фестиваль – это не только серьезный профессиональный диалог, но и прекрасный праздник, открывающий новые идеи и тенденции в образовании.
Вот что вспоминает Ирина Васильевна: «Мне повезло оказаться в делегации от Ростовской области. В ходе проведения круглого стола я выступила с докладом по теме «Одаренные, талантливые дети в условиях образовательных учреждений и начальной школы. Эффективные образовательные системы развития». Моему выступлению была дана высокая оценка. Коллеги из разных территорий России заинтересовались моим опытом, попросили подробнее рассказать о гимназии и о нашем прекрасном городе». Все интересное, что почеркнула на фестивале Ирина Васильевна, стало достоянием учителей гимназии и района.
За годы работы Ирина Васильевна выработала педагогические заповеди, которым следует в своей деятельности:
– Я люблю быть учителем, потому что моя педагогическая деятельность осуществляется на основе взаимодействия учителя и учеников.
– Я хочу быть учителем, потому что нельзя достичь успеха раз и навсегда: успех достигается ежедневно.
– Я ценю то, что я учитель, потому что моя работа требует от меня напряженного состояния ума, «работы души», усилия воли.
– Я не случайный «попутчик» на этом поприще, я готова к трудностям моей профессии, а она требует от меня не службы, а служения, она стала образом моей жизни.
На вопрос, хотела бы что-нибудь изменить в своей жизни, Ирина Васильевна ответила отрицательно, поскольку всю жизнь занимается любимым делом, чего от души желает всем своим коллегам!
Жизнь продолжается. Так пусть она будет озарена радостью и счастьем. Оставайтесь, Ирина Васильевна, чутким и великодушным человеком, прекрасным педагогом и наставником.

Т.МОЛОЧИНСКАЯ, учитель
гимназии г. Зернограда


Она сердце отдает детям!


Рассказ об этом человеке мне хотелось бы начать словами нашего выпускника Владислава Тернового: «За одиннадцать лет я сталкивался с различными проверками и испытаниями, которые не сумел бы преодолеть без помощи верного друга. Именно такого друга я нашел в лице Елены Александровны Посоховой. Большую часть своей жизни я провел в школе и непроизвольно вспоминаю прошедшие годы. Они тесно связаны и переплетены с работой моей учительницы. На её уроках не было стереотипной строгости. Напротив, ее удивительная способность вести уроки, словно дружелюбную беседу, внушали уважение и смирение перед учительницей. Мой жизненный путь во многом определился благодаря ей».
Я невольно вспоминаю линейку «Последний звонок», где Елена Александровна выступила с напутствием: «Уходя в большую жизнь, задавайте каждый себе вопрос: а чем я хочу быть полезен себе, родителям, близким, городу, своей стране? И, отвечая на него, вы, непременно, найдете свой верный жизненный путь».
Елена Александровна родилась 24 февраля 1971 года в семье Александра и Таисии Ольховских. Она была первенцем в семье. В то время родители жили в Конзаводе №157 вместе с семьей отца. В 1972 году молодая семья Ольховских получила отдельную квартиру, вернее, две комнаты в бывшем доме помещика Королева, который еще сохранился.
Детство Лены пришлось на семидесятые годы - её первой учительницей стала Тамара Ивановна Трубчанинова, которая оказала огромное влияние на девочку и на выбор профессии. Лена всегда училась только на «отлично», была активисткой, председателем отряда в своей пионерской организации, комсоргом класса, а затем и секретарем комсомольской организации школы.
В 1986 году Елена после окончания восьмого класса поступила в Азовское педагогическое училище, которое окончила в 1990 году с красным дипломом. В группе из тридцати человек, в которой она училась, было пятнадцать человек, закончивших неполную среднюю школу с похвальным листом и пятнадцать хорошистов. Семь студентов, как и Лена, окончили педучилище с отличием. Учеба в АПУ была сложной, но одновременно интересной. Елена и здесь была активисткой. Обучаясь на четвертом курсе, она стала лауреатом конкурса «Лучший по профессии».
С первого августа 1990 года приступила к работе в качестве учителя начальных классов в средней школе №1. Ей дали 1 «Д» класс, в котором было тридцать восемь учеников. Один ученик окончил школу с золотой медалью, два – с серебряной.
Одновременно Елена решила учиться заочно, поступив в Ростовский Государственный университет на исторический факультет. Учеба в университете дала новые знания, новые перспективы, знакомства и возможности. Высшее учебное заведение окончила в 1997 году и получила диплом нового образца, диплом России.
В беседе со мной Елена Александровна рассказала, что на выбор её профессии повлияла мама, которая мечтала стать учителем, но осуществила ее в своих дочерях. Её сестра, Войтенко Наталья Александровна, учитель начальных классов в городе Батайске. Примером для нее был учитель истории, ветеран Великой Отечественной войны Андреев Георгий Яковлевич.
И сегодня, в Год педагога и наставника, хотелось бы отметить, что Елена Александровна является одним из самых результативных учителей-наставников в районе. Ежегодно её ученики побеждают во Всероссийской олимпиаде школьников на всех уровнях. Этот год не стал исключением. Ученица 10 класса Степанюк Валерия – призёр региональной олимпиады по обществознанию и праву. В этом немалая заслуга её педагога-наставника.
Елена Александровна любит путешествовать. Сколько много нового и интересного познают дети благодаря своему классному руководителю!
Елена Александровна в своей работе придает огромное значение воспитательной работе. И это не только путешествия. Это встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Афганской войны и многими другими.
Инициатором проведения таких уроков мужества является Елена Александровна.
Учитель активно занимается со своими учениками проектной и исследовательской деятельностью. «История моей семьи» - так называлась работа, выполненная под ее руководством учеником гимназии Максимом Посоховым. В ней Максим впервые написал о своей мечте – стать военным летчиком. И его мечта осуществилась! В 2012 году он стал курсантом Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, расположенной в городе Сызрань. В настоящее время Максим - летчик вертолетов 2 класса, командир экипажа, ветеран боевых действий, имеет несколько правительственных наград, в их числе - медаль «За отвагу».
Все, о чем сейчас пишу, я называю воспитанием души и сердца. Очень рада тому, что работаю с таким учителем. Не будь всего этого, разве появилась бы работа Ксении Черемисовой, занявшая I место на областном конкурсе?
«Если бы Губернатором выбрали меня, то я бы сделала все возможное, чтобы наш народ вспоминал о ветеранах ВОВ и в обычные дни. Можно организовать систему мероприятий под названием «Вечная память», которая гарантирует проведение в Ростовской области раз в месяц концертов для наших великих защитников, вечеров встреч для ознакомления младшего поколения с историей войны. Я бы создала организацию «Бессмертный подвиг», предназначенную для обращения в нее ветеранов и их родственников с просьбой о помощи. Ее сотрудники смогут обеспечить их материальными средствами и рабочей силой. Безусловно, хорошей идеей будет организовать фонд «Неравнодушные потомки», в который любой желающий может прислать свое письмо или обращение с самыми теплыми словами благодарности ветеранам за мирную жизнь, которые помогут им почувствовать любовь и уважение нынешнего поколения».
Е.А.Посохова с 2013 года руководит районным методическим объединением учителей истории и обществознания. Заседания проходят интересно, всегда для учителей подготовлены новинки из истории, методики преподавания, психологии. На заседаниях часто возникают дискуссии по тем или иным событиям. Елена Александровна всегда подведет к компромиссу. Не случайно коллеги-историки прислушиваются к ее мнению. Елена Александровна читает много книг по лидерству. Её любимые: Ронда Берн «Сила», Пауло Коэлью «Алхимик», Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» и другие.
Окончить эту статью хочу словами В. Тернового, нашего выпускника: «Говорят, что школьная пора самая счастливая и беззаботная. Одни выпускники вспоминают веселые проделки и шалости, другие – жизнь, лишенную монотонной рутины, а я буду вспоминать Елену Александровну – мою любимую и уважаемую учительницу». Под этими словами могут подписаться десятки выпускников, у которых она была учителем истории.
Вот такой наш учитель истории и обществознания Елена Александровна Посохова, моя коллега, мой друг и соратник.

Т.МОЛОЧИНСКАЯ,
учитель истории и обществознания гимназии г.Зернограда,
Заслуженный учитель РФ.


Её призвание – школа


Более 40 лет работает в гимназии Наталья Анатольевна Ромакина. Учитель географии высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений России в рамках ПНПО 2007 года, ветеран труда и просто очень хороший человек. Вся трудовая биография её связана с гимназией.
Родилась 26 апреля 1960 года в хуторе Конзавод 15, Зерноградского района Ростовской области. В 1978 году окончила Конзаводскую среднюю школу, а в 1979 поступила в Ростовский госуниверситет на географический факультет. В школе какое-то время работала лаборантом, воспитателем группы продленного дня, с 1984 года получила должность учителя географии.
Наталья Анатольевна занимает активную гражданскую позицию. Всегда в поиске. Главная задача, к которой она стремится в своей педагогической деятельности – достижение позитивной динамики учебных достижений обучающихся. В своей работе делает упор на формирование географического и экологического мышления, ценностного отношения к природе. Важной задачей считает развитие интереса к естественным наукам, изучение природы родного края, своей Родины. «Географическое образование является надежной основой для воспитания мудрого хозяина природных ценностей своей страны, Земли как общего дома человечества», – сказала она мне в интервью. А я подумала, что, пожалуй, это самая важная глобальная задача не только для географии, но и для всех нас сегодня.
Наталья Анатольевна одна из первых в гимназии стала использовать информационные технологии на уроках. Её кабинет оснащен всей необходимой техникой, в том числе мобильным компьютерным классом. Мебель светлая и красивая, о которой давно мечтал учитель.
За эти годы ею созданы методические пособия для учителей. Например, «Практические и самостоятельные работы по географии России. 9 класс», «Интерактивные методики как инструментарий развития теоретических компетенций обучающихся в процессе преподавания географии», «Использование информационных технологий на уроке географии» и другие. Она – автор рабочей тетради для учащихся 6 класса «География Зерноградского района», по которой работают педагоги других школ. Каждый урок учителя – это урок-поиск новых творческих находок и новинок в обучении географии.
А сколько внеклассных мероприятий по разным темам проведено под руководством учителя! Познавательно-театрализованные представления «Земля у нас одна», «Потомкам чистую планету», викторины «Я люблю свой край», «Будущее моего города». Ежегодно проводится экологическая тропа «Моя улица, мой родной дом», конкурсы рисунков «Зеленая планета глазами детей», «Экология Дона», «Окно в природу». Если проводит мероприятие Наталья Анатольевна, значит участники и болельщики - все ученики гимназии.
Всего несколько лет она не является классным руководителем. Но за прошедшие годы сделала 5 выпусков своих любимых, неповторимых, с которыми судьба их соединяла с 5 по 11 класс.
«Уроки Натальи Анатольевны были интересными, потому что она всегда творчески подходила к их подготовке. А какими запоминающимися были классные часы! Каждый урок был пропитан одной общей идеей – привить воспитанникам чувство ответственности, долга, научить быть хорошими людьми и патриотами Донской земли.
…Почти 12 лет прошло, как мы окончили школу, но никогда не забываем своего классного руководителя. Часто радуем своими визитами, приходя в стены родной школы. Она искренне переживает за неудачи и радуется нашим успехам как в личной жизни, так и на профессиональном поприще…
…Наталья Анатольевна стала для нас примером в жизни. Мы стараемся учить детей всему, чему научила нас она. И, несмотря на наш немалый стаж работы, мы по-прежнему обращаемся к ней за советом. Мы считаем, что Наталья Анатольевна – учитель с «большой буквы». Она многого достигла в работе, воспитала и выучила двух сыновей. И нам, продолжателям ее дела, хотелось бы достичь таких же высот, чтобы спустя много лет, она с гордостью могла сказать: «Это мои выпускники!» - из отзывов выпускников.
Согласитесь, что очень приятно педагогу услышать такую оценку своего труда от взрослых детей. Сегодня Наталья Анатольевна является наставником молодого учителя географии Г.Е.Ситяковой.
Ещё хотелось бы написать о самом сокровенном, что есть в жизни у Натальи Анатольевны. Это, конечно, единственный, неповторимый, долгожданный внук Макар. Ему 7 с небольшим лет, но он уже давно усвоил, что у его любимой бабули можно всё: бегать, прыгать, разбрасывать игрушки. В любой момент можно попросить почитать книгу, испечь пирог, сложить из кубиков целый город – всё, что захочешь! А в конце дня, когда нужно уходить с родителями домой, жалобно попросить: «Бабушка, хорошая моя, самая лучшая в мире, можно я останусь у тебя переночевать?» И бабушка растает, согласится. Муж Натальи Анатольевны, Николай, с которым они вместе уже более 40 лет, также души не чает во внуке.
О Наталье Анатольевне можно писать бесконечно, находя всё больше и больше хороших моментов в её жизни, которые своею мудростью могут быть полезны людям.
Так пусть каждый день дарит ей возможность заниматься любимым делом, в сердце всегда будет праздник, душу радуют частые встречи с друзьями и близкими.

Т. МОЛОЧИНСКАЯ,
учитель истории и
обществознания гимназии,
Заслуженный учитель РФ.